Диоген из Оноанды
Диоген был философом и очень знаменитым гражданином, жившим во втором веке нашей эры. Он был известен созданием одной из самых необычных надписей древности. Свой душевный покой он нашел в учения Эпикура, и, влекомый целью показать согражданам дорогу к счастью, он создал надпись, которая занимала восемьдесят метров в длину и три метра в высоту, и содержала в себе примерно тридцать тысяч слов. Эта надпись – один из самых знаменитых источников, которые знакомят с учением Эпикура. В настоящее время она разрушена, но фрагменты ее сохранились и тщательно изучаются в настоящее время. Большинство ее частей были использованы в строительстве, и постепенно обнаруживаются в ходе археологических раскопок.
Диоген, как истинный последователь полюбившегося ему учения, сам являл собой наглядный пример того, как можно жить без оглядки на будущее, не боясь смерти, не волнуясь о получении огромного количества земных благ. Именно с этим был связан весьма экстравагантный образ жизни Диогена в небезызвестной бочке. Он утверждал, что почести, чины и богатства являются не более необходимыми, чем лишний стакан воды для уже наполненного сосуда, то есть настолько же бесполезны и бессмысленны. Кроме того, он постоянно утверждал, что это и есть первая и единственная возможность жить счастливо – не быть рабом материального, поскольку оно преходяще, как и все остальное. К тому же, утверждал он, ежели человек свободен от подобных желаний, то он свободен также и от необходимости заниматься делом, которое ему не по душе, с целью заполучить их.
Диоген, являясь довольно авторитетным человеком среди своих сограждан, нередко открытым текстом заявлял, в чем он видит корень всего зла. Прежде всего, это относилось к намеренному превышению возможностей, данных человеку для проживания несомненно счастливой жизни самой природой. То есть, по сути, был он уверен, что спорные проекты и деятельность являются препятствием на пути к полной гармонии, поскольку именно такой образ жизни и стремления заставляют человека действовать на пределе своих сил и возможностей, лишая его тем самым простых радостей бытия и единения с собой и окружающим миром.