Государственность и законы хеттов
Хеттское государство обладало рыхлой структурой. В данном отношении оно не было отлично от структуры Митанни и иных весьма непродолжительных государственных образований в Сирии, Малой Азии и Северной Месопотамии. Помимо городов с областями, которые находились в подчинении непосредственно царя или царицы, имелись и небольшие полузависимые царства, предназначенные для власти царевичей, также были области, которые выделялись для управления крупным сановникам. Главой всего государства являлся царь или хассу, который носил в отличие от не столь значительных царей, также и титул табарна, и царица, в праве могшая носить титул тавананна. Царь выполнял функции военного, культово-религиозного, правового, дипломатического и экономического значения. Царица-тавананна вместе с царем-хассу имела весьма почетное положение в социальной организации хеттского государства, так она являлась верховной жрицей, имея при этом широкий круг культовых и политических обязанностей и прав, кроме того, она имела собственные доходы.
Законам хетты приписывали исключительно божественное происхождение, в текстах их это, тем не менее, не отражено. До наших дней дошел сборник законов хеттов, который включает две основные таблицы, составленные еще на стадии древнехеттского периода, имеется и более поздний вариант законов XIII века до нашей эры. В хеттских законах много внимания уделено защите собственности и более всего собственности «свободного» человека. В законах установлен лимитированный тариф цен, что доказывает известное развитие товарно-денежных отношений. В законах приведены также цены и на рабов-ремесленников, таких как гончары, кузнецы, плотники, кожевники, портные, ткачи, птицеловы. Несколько параграфов законов посвящены семейным правам, в том числе праву наследования. Хеттская семья имела патриархальный характер, главой ее являлся отец. Власть отца распространялась не просто на собственность, но также и на жену с детьми, права главы семьи в отношении ее членов были, тем не менее, не безграничны. Имели место быть и разные формы брака. Так был брак, который подразумевал выплату определенной суммы семье невесты со стороны семьи жениха, брак — эрребу, когда зять входил в состав семьи невесты, которая уплатила выкуп и брак-похищение. Были разрешены и браки между не равными категориями жителей – то есть между свободными и несвободными.